Григорьев
В.И.
Арт-терапия
на занятиях лепкой
как один из методов развития речи у детей с нарушением слуха.
Иванова Е.А.
Дорогу
к успеху вымостим сами.
"Дошкольная
педагогика",
(октябрь-ноябрь-декабрь), 2001г.
Балышева
Е.Н.
Где
лучше воспитывать слабослышащего ребенка.
"Дошкольная
педагогика", №2 (6) (апрель, май, июнь), 2002г.
Николаева Ю.
Время
расписывать камни.
|
|
Ефремова Ольга
Владимировна,
преподаватель
изобразительного искусства
студии "Радуга" детей с нарушением слуха
Развитие
образного и словесного мышления
у детей с нарушением слуха.
Проблема:
Общение между глухими детьми ведется только на жестах. При этом дети обходятся
иногда совсем без слов, поэтому у них отпадает необходимость подыскивать
нужные слова и строить предложения. Незаинтересованные в построении предложений
в разговоре, глухие дети быстро забывают выученные на уроках правила грамматики,
так как они не реализуются на практике, а "повисают" в теории.
В итоге у глухих детей словесное мышление, не натренированное с годами,
слабо развито по сравнению со слышащими ровесниками. То есть жесты без
слов способствуют отставанию детей в развитии словесного мышления.
По моему предположению, 90% глухих детей не приучены к чтению книг, а
приток информации к ним из других источников ограничен. Поэтому у глухих
детей словесное мышление остается поверхностным, а запас слов - скудным.
Эта проблема относится не только к глухим, но и к большинству слабослышащих
детей.
Цель
программы:
Разработка наиболее эффективного метода рисования с максимумом содействия
развитию словесного мышления у детей с нарушением слуха.
Задача
программы:
Проведение уроков рисования по содержанию произведений литературы совместно
с изучением смысла слов, например, в стихах, пословицах, поговорках и
т.д., с целью развития образного и словесного мышления у детей с нарушением
слуха.
Наши дети очень "визуальны", то есть они улавливают происходящее
в жизни в основном глазами. При этом тормозится фантазия и не проявляются
чувства - чувства сопереживания, радости, грусти и т.д..
На своих занятиях я приучаю детей вникать в смысл слов. Дети вынуждены
спрашивать, что означает то или иное слово. Тем самым обогащается их словарный
запас. Я учу детей размышлять, осознавать смысл прочитанного через чувства.
После этого они изображают сюжеты картин более эмоционально.
Итак, дети с недостатками слуха на занятиях рисования начинают активно
размышлять над смыслом содержания произведений литературы, начинают понимать
значение каждого нового слова, знакомятся с историей возникновения слов,
например, в произведениях фольклора. Одновременно с этим развивается их
эмоциональная сфера. И в то же время идет обучение навыкам и технике рисования,
идет развитие мелкой моторики рук.
Творчество приучает любого ребенка воспринимать мир в разных формах образного
мышления, а чтение художественной литературы способствует развитию словесного
мышления и обогащению словарного запаса детей.
|
|
|