Ефремова
О.В.
Развитие
образного и словесного мышления
у детей с нарушением слуха.
Балышева
Е.Н.
Где
лучше воспитывать слабослышащего ребенка.
"Дошкольная
педагогика", №2 (6) (апрель, май, июнь), 2002г
Иванова
Е.А.
Дорогу
к успеху вымостим сами.
"Дошкольная
педагогика",
октябрь-ноябрь-декабрь 2001
Николаева Ю.
Время
расписывать камни.
|
|
Григорьев
Валерий Иванович,
художник, член Союза
художников,
преподаватель лепки и керамики
студии "Радуга" детей с нарушением слуха
Арт-терапия
на занятиях лепкой
как один из методов развития речи
у детей с нарушением слуха.
В
течение ряда лет в своей мастерской я провожу занятия лепкой с детьми,
имеющими проблемы со слухом.
Моя методика работы с детьми строится прежде всего на развитии у детей
интереса к лепке. Я считаю занятия у меня в студии не профессиональным
обучением лепке или гончарному искусству, а творческим развитием детей.
Работа
с детьми на занятиях осуществляется в несколько этапов.
I этап - объяснение задания.
1. Я выбираю тематику, интересную для детей ( птички, зверюшки, сказочные
персонажи и т.д. ).
Предлагая детям различные темы для выполнения их в глине, я продумываю
также последовательность обучения различным приемам декоративной лепки
- от простых умений и навыков к более сложным. Таким образом, дети постепенно
увлекаются работой с таким интересным материалом, как глина, и не всегда
ощущают усложнение заданий.
2. Я показываю образец и демонстрирую основные приемы лепки, так чтобы
детям показалось, что каждый может это сделать, что это сделать легко.
3. Затем дети прорисовывают задание карандашом. Особое внимание я обращаю
на прорисовку мелких деталей, где более задействована мелкая моторика
пальцев.
II
этап - переход к лепке.
Оказываю помощь при выполнении задания.
Моя помощь заключается в передаче ребенку моторного стереотипа действия,
движения, т.е. первоначального показа образца действия, а затем манипуляции
пальцами или руками ребенка.
III
этап - обжиг изделия.
На этом этапе дети видят результат, который им нравится, и они хотят взять
его домой, подарить родным и друзьям. У детей появляется желание сделать
следующую работу.
Занятия лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук.
Для выполнения задуманного изображения ребенку часто приходится выполнять
такие движения кончиками пальцев и так тонко их дифференцировать, что
в повседневной жизни мы не можем найти аналогов этим движениям. В результате
такой работы приходят в действие такие участки коры головного мозга, которые
влияют на развитие речи.
Известно, что способность манипулировать руками в эволюции человечества
послужила одной из отправных точек в развитии его интеллектуальных способностей.
Проекция кистей рук представлена в двигательной и сенсорной зонах головного
мозга. Известно также, что правая половина нашего тела управляется левым
полушарием головного мозга, а левая половина - правым. В этом плане именно
занятия лепкой способствуют повышению активности как правого, так и левого
полушарий. Активная работа обеих рук, наряду с работой интеллекта, создает
условия для развития психических способностей ребенка.
В исследованиях М.М.Кольцовой ( "Двигательная активность и развитие
функций мозга ", М., 1972г.) и психологов Е. и Ю. Шумаковых установлена
также взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук. В связи с этим,
совершенно очевидно, что занятия лепкой оказывают благотворное влияние
и на развитие речи ребенка с нарушением слуха.
Таким образом, в процессе арт-терапевтических занятий лепкой осуществляется
разностороннее развитие ребенка с проблемами слуха. Движения рук у детей
становятся более точными, плавными и даже изящными. Стабилизируется психоэмоциональное
состояние детей
( хорошее настроение, удовлетворение от работы ), повышается усидчивость
и работоспособность. И как следствие всего, улучшается общее состояние
ребенка, совершенствуется его речь.
|
|
|