Ефремова
О.В.
Развитие
образного и словесного мышления
у детей с нарушением слуха.
Григорьев
В.И.
Арт-терапия
на занятиях лепкой
как один из методов развития речи у детей с нарушением слуха.
Иванова
Е.А.
Дорогу
к успеху вымостим сами.
"Дошкольная
педагогика",
октябрь-ноябрь-декабрь 2001
Николаева
Ю.
Время
расписывать камни.
|
|
Балышева Елена
Николаевна,
сурдопедагог
Где
лучше воспитывать слабослышащего ребенка.
"Дошкольная
педагогика", №2 (6) (апрель, май, июнь), 2002г.
В
последнее время наметилась тенденция перевода детей с нарушениями
слуха и речи из специализированных дошкольных учебных заведений в систему
массового обучения. Это обусловлено новыми требованиями родителей к адаптации
ребенка и интеграции его в речевую среду.
Ко мне
часто обращаются родители с вопросом о том, в какое дошкольное учебное
заведение отправить сына или дочь. Это довольно трудный вопрос, потому
что реабилитация детей с врожденной и рано приобретенной тугоухостью -
дело непростое. Она, по мнению многих ведущих сурдопедагогов, связана
с решением ряда задач, главной из которых является достижение неслышащими
детьми определенного образовательного уровня и уровня коммуникабельности
со слышащими, что предполагает овладение неслышащими внятной словесной
речью и способность ее понимания.
При
постановке задачи по развитию внятной речи и способности ее восприятия
у неслышащего ребенка необходимо помнить, что речь возникает и развивается
в процессе общения человека с другими людьми.
Устная речь демонстрирует общий культурный уровень человека. Правильная
речь характеризуется не только грамотным, четким и логичным изложением
мыслей, но и верным произношением. Слышащий ребенок в течение первых лет
жизни усваивает ряд слов родного языка, обозначающих предметы, которые
входят в его небольшой мир. Сначала он употребляет слова без грамматических
изменений. Встречается в его речи и упрощение слогового состава слов (например:
киса - са, собака - бака); замена общеупотребительных
слов, когда одно слово означает и предмет и действие (например: слово
пить может обозначать и чай, и молоко, и воду). Ребенок легко объединяет
предметы на основании общности какого-то одного случайного признака. Например,
он называет чаем все жидкости только на основании общего признака - текучести.
Легче усваиваются детьми слоги с ударением, неударные - часто искажаются
или просто опускаются.
А.Н.Гвоздев отмечал, что маленьким детям трудно дается произношение двух
- трех рядом стоящих согласных звуков. Часто в речи ребенка встречается
опускание звуков, к которому он прибегает при малейшем затруднении:
хлеб - [леп], стол - [тол], флаг -
[лак], кошка - [кока].
При правильном воспитании ребенок к году уже знает такие слова, как мама,
баба, папа, му, мяу. В полтора - два года он хорошо различает слова,
похожие по звучанию, понимает почти все слова, необходимые для общения
с близкими, хотя и произносит их неправильно.
Но
порой случается, что ребенок не начинает говорить ни в полтора - два года,
ни в три, ни в четыре, при этом достаточно бодро реагирует на громкие
звуки. И родители отравляются по врачам. Специалисты, не видя никаких
явных патологий развития ЦНС, дружно говорят: "Подождите, скоро заговорит".
Как правило, у такого ребенка к четырем - пяти годам появляется какой-то
свой, труднопонимаемый, активный словарь, состоящий из 15- 20 слов. На
первый взгляд такой ребенок производит впечатление невнимательного, рассеянного,
не пытающегося вникнуть в то, что ему говорят.
Но это не всегда так. Часто случается, что незначительная потеря слуха
в области низких речевых частот (250 - 400 Гц) и резкий обрыв его в области
высоких частот (2000 - 6000 Гц) делают тугоухость в раннем возрасте трудноопределяемой.
У нас были случаи постановки диагноза "сенсоневральная тугоухость"
4-5-летним детям, когда уже закончилось формирование слуховых образов,
ребенок уже практически потерял имеющийся резерв развития слухового восприятия
и к тому же у него пострадала артикуляционная сторона речи. Но случаи
позднего определения тугоухости высокой степени достаточно редки.
Часто бывает и по-другому. Ребенок говорит, имеет достаточно большой активный
словарь, но речь его смазана и непонятна. О таком ребенке обычно говорят:
"У него каша во рту". Высока вероятность того, что у такого
ребенка имеется незначительная потеря слуха в области речевых частот.
Желательно таких детей направлять на аудиологическое обследование. Многие
специалисты - логопеды наверняка сталкивались с тем, что сколько бы не
проводилась фонетико-фонематическая тренировка слуха, разборчивости речи
нет. И это не результат лени. Просто ребенок не слышит, и ему нужна помощь
специалиста - сурдолога, подбор индивидуального слухового аппарата.
Что
же делать, если диагноз "сенсоневральная тугоухость" подтвердился?
Какой путь абилитации выбрать? В какое учебное заведение направить ребенка?
Мне кажется оптимальным выбор учебного заведения в зависимости
от индивидуальных особенностей ребенка. Здесь нужно учитывать не только
степень потери слуха, но и коммуникативные возможности, умение ребенка
адаптироваться в группе сверстников, уровень социализации. Часто бывает
так, что ребенок и родители не готовы к дополнительной нагрузке, связанной
с необходимостью адаптации в речевой среде. Но и "путь инвалида"
кажется им недопустимым. Очень трудно бывает убедить их в том, что специальные
занятия принесут больше пользы; уверенность в необходимости "создания
речевой среды" и "страх" жестовой речи приводят к наполнению
речевых детских садов неслышащими воспитанниками.
В
связи с этим возрастает количество проблем, возникающих у работников детских
неспециализированных учреждений. Это обусловлено рядом причин,
действующих в комплексе. К ним относятся:
- невозможность диалога между взрослым и ребенком, причиной чего являются
нарушения коммуникативных возможностей ребенка с ослабленным слухом;
- нежелание ребенка общаться, используя устную речь;
- непонимание слабослышащим ребенком общих принципов поведения в группе;
- неподчинение ребенка требованиям взрослых.
К сожалению, поведение аномального ребенка недостаточно изучено.
Плохо
говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного
слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек. Сложности возникают
с усвоением норм социального поведения, незнание которых может сделать
ребенка еще и социальным инвалидом.
По мере осознания себя непохожим на других, неслышащие дети как бы воздвигают
стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними,
замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными
проблемами, образуют отдельную группу.
Неслышащий
дошкольник, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном
заведении оказавшись в ситуации, когда ему говорят: "Ты один из многих",
может испытывать дискомфорт.
Воспитатели в дошкольных учреждениях, как правило, перегружены, и не имеют
возможности полноценно общаться с аномальным ребенком. Следовательно,
вся нагрузка по обеспечению нормального пребывания ребенка в дошкольном
учебном заведении должна лечь на плечи родителей. Неслышащему дошкольнику
необходимо речевое общение со сверстниками, но если это общение не будет
подготовлено заранее родителями, то оно просто-напросто не состоится.
Поэтому задача педагогов - предупредить родителей
о необходимости совместных усилий по интеграции неслышащего ребенка в
речевую среду.
Многие
родители считают, что достаточно устроить сына или дочь в массовое учебное
заведение, желательно с логопедическим профилем, купить хорошие слуховые
аппараты - и процесс набора речевых и слуховых навыков потечет самостоятельно.
Это неправильно. Таким родителям необходимо объяснять, что без специальных
занятий со специалистами и создания в семье речевой атмосферы эффекта
от перевода ребенка из специализированного ДОУ не будет, а скорее всего
начнется деградация развития.
Процесс адаптации в речевой среде очень сложен, он требует неимоверных
усилий родителей и воспитателей, поэтому необходимо заранее предупредить
и тех и других о том, что данная задача весьма трудна, и решение о посещении
массового дошкольного заведения должно приниматься после долгих раздумий,
а не потому, что это новое веяние в среде родителей.
К детям, перешедшим на программу неспециализированного обучения, должны
предъявляться те же требования, что и к слышащим. Очень часто встречается
такое явление, когда логопеды и воспитатели отпускают неслышащих детей
с фронтальных занятий, объясняя это тем, что ребенок плохо слышит, ему
трудно, его жалко. Это приводит к тому, что дети, видя свою непохожесть
на остальных, начинают пользоваться собственным дефектом.
Существует
еще одна очень важная проблема коммуникации - недопонимание дошкольником
обращенной речи и как результат - высокая агрессивность. Ребенок не слушается,
дерется, устраивает истерики. Важно понять, что это не проблема характера
и состояния нервной системы, просто неумение выразить себя приводит к
грубости и нарушению поведения. В такой ситуации очень важно личное отношение
воспитателя, его желание "достучаться" до ребенка, понять его
необычность.
Но
бывает и так, что дошкольник, посещающий массовый детский сад, занимающийся
дополнительно с сурдопедагогом, не забытый в семье, все же не показывает
необходимой динамики развития. В таком случае необходимо объяснить родителям,
что перевод в специализированное учебное заведения необходим.
И
все-таки, как правило, положительный эффект от посещения массовых дошкольных
учебных заведений наблюдается. Хочется выразить благодарность тем преподавателям
и воспитателям, которые жертвуют своим личным временем, а порой и здоровьем,
оказывая помощь семьям, в которые пришла беда, помогают ребенку войти
в сложный мир звука и речи, предоставляя ему шанс нормально адаптироваться
в мире говорящих сверстников.
|
|
|